Кейс к теме 3. ЛПР и особенности российского консалтинга

Ознакомьтесь с интервью интервью Марии Каменновой для журнала «Эксперт» и ответьте на следующие вопросы:

1) Согласны ли вы экспертом по поводу цели и задач российского консалтинга

2) Какие особенности российского консалтинга Вы бы могли предложить для обсуждения

3) Если бы Вы были ЛПР, какую бы консалтинговую фирму Вы бы выбрали: российскую или иностранную

Текст интервью:

Интервью Марии Каменновой для журнала «Эксперт».

Эксперт: Сложилось мнение, что у российских консультантов есть только два конкурентных преимущества перед международными компаниями – это знание российской специфики и низкие цены на свои услуги. На Ваш взгляд, так ли это?

Мария Каменнова: Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что я с огромным уважением отношусь к нашим коллегам – иностранным консалтинговым компаниям, работающим в России.

Однако у российских консультантов есть несколько неоспоримых преимуществ, и это не только знание российской специфики, хотя это критически важное преимущество, в отличие, кстати, от цен на услуги – уже довольно скоро цены будут сравнимы, и это перестанет быть конкурентным преимуществом.

Компания, являющаяся национальным брендом, всегда имеет ряд преимуществ, практически независимо от того, в какой области она работает. Это справедливо и для состоявшихся российских консалтинговых брендов (таких, как Юникон или Топ-аудит), преимущества которых можно выразить одной фразой – гораздо большая ориентация на клиента.

Эксперт: Или все-таки у наших компаний помимо этих двух преимуществ есть другое секретное оружие, например, особенная долгосрочная стратегия?

Мария Каменнова: Российская компания мотивирована на гораздо лучшую работу и гораздо большую гибкость в работе с клиентом, т.к. в случае неуспеха и, следовательно, потери репутации или каких-либо внутренних/внешних проблем на рынке ей просто некуда деться.

Иностранная компания может приостановить свое присутствие на рынке, свернуть операции и переключиться на другие, более эффективные, с ее точки зрения, рынки. Российская компания, как правило, этого сделать не может – она должна оставаться и продолжать работать в России.

И эта возможность (или угроза?) заставляет российских консультантов работать с максимальной отдачей.

Второе преимущество – это личная ответственность руководителя консалтинговой компании за каждый проект. Успех или неуспех любого проекта – это его личный успех или неуспех.

В случае с иностранными консультантами, если проблема не решается на уровне проектной команды, она, как правило, не решается вообще, или, в лучшем случае, привлекается для решения руководитель (менеджер) соответствующего подразделения.

При работе с российской консалтинговой компанией любой топ-менеджер, включая Генерального директора, всегда доступен, готов включиться в процесс и оперативно принять любые решения, устраивающие обе стороны.

Третье преимущество я бы назвала синдромом «пионеров». К сожалению, под маркой даже именитых иностранных компаний в России работают не самые квалифицированные консультанты.

Как сказал однажды один из наших клиентов, «мы соблазнились на всемирно известное имя и согласились на кругленькую сумму за услуги, а к нам прислали пионеров, которым мы рассказывали, что такое производство». Мы себе такого не позволяем – команда на проект отбирается очень тщательно и согласуется с клиентом.

Эксперт: Имеют ли наши консалтинговые компании в своем арсенале “бизнес-модели” будущего своего развития? Если не секрет, то какие?

Мария Каменнова: Да, такие бизнес-модели существуют, и их можно назвать так: нет шанса на Неуспех. Это модели, позволяющие избежать неприемлемых для российских компаний ситуаций провала. Эти модели закладываются и реализуются в долгосрочных и среднесрочных стратегиях российский консалтинговых компаний.

Эксперт: И как Вы думаете, с каким неоспоримым преимуществом, имеющимся у российских консультантов, помимо вышеперечисленных, сталкиваются уже сейчас работающие на российском рынке транснациональные компании?

Мария Каменнова: Четвертое преимущество – оно одно из самых главных. Как бы патетически это не звучало, это патриотизм и все, что связано с национальной культурой, этикой и моралью.

Мы не только зарабатываем деньги, мы работаем на благо своей страны, на ее процветание, на то, чтобы Россия заняла достойное место в мировом сообществе. И именно с этими нашими преимуществами сталкиваются уже сегодня работающие на российском рынке транснациональные компании.