Основной принцип работы распределительной пенсионной системы сводится к работе «с колёс»:
Собрать пенсионный налог с работающих (поставщиков) и тут же (с лагом квартал) раздать собранный объем дохода пенсионерам (получателям).
Очевидно, что в реальной среде необходимо предусмотреть расходы на содержание собирателей налогов и раздатчиков пенсий со всеми необходимыми атрибутами их деятельности, учесть разную степень собираемости налогов, дифференциацию в оплате труда и в назначении пенсий и целый ряд других показателей, реально определяющих функционирование пенсионной системы распределительного типа. Для контурной оценки можно воспользоваться усредненными значениями основных показателей, характеризующих функционирование пенсионной системы.
Введем словарь обозначений:
D – текущий доход пенсионной системы
R – текущий расход пенсионной системы
Уравнение баланса пенсионной системы
Поставщики дохода пенсионной системы.
NZ – численность работников, выплачивающих пенсионный налог
SZ – средний размер заработной платы работников, выплачивающих пенсионный налог
TZ – тариф отчислений (доля отчислений от зарплаты) в пенсионную систему.
Основные получатели — пенсионеры.
NP – численность получателей пенсий,
SP – средний размер пенсии,
TP –тариф средней пенсии.
Полученный совокупный текущий доход составит:
Совокупный текущий расход составит:
Или, пренебрегая для получения оценки, расходами на содержание ПС, составим уравнение баланса ПС, полагая D = R:
Из (4) следует, что
В данной оценке в качестве основной единицы масштаба использовалась средняя оплата труда. Отметим, что прожиточный минимум и работника и пенсионера можно выражать в долях от средней оплаты труда. Не теряя общности, все дальнейшие оценки тарифов будем выражать в долях средней оплаты труда.
Величина kN = зависит от демографической ситуации и текущего положения на рынке труда (то есть, является функцией времени)
kN = NZ/NP = 1,421 (для 2000 года).
Принимая во внимание, что реально (в условиях задержки или не выплаты заработной платы) полностью собрать пенсионный налог не представляется возможным, введем понятие – коэффициент собираемости налога ks.
Коэффициент собираемости налога ks, показывает, какую долю от 1,0 удается реально в текущий момент сконцентрировать в пенсионном фонде. Величина ksдолжна быть достаточно высокой (иначе, зачем существует армия контролеров). Ожидаемые значения ks должны находиться в диапазоне (0,91 — 0,95).
TPK = ks*TP = TZ* ks* kN
Величина тарифа отчислений в пенсионную систему TZ составляет 0,28 — 0,29 от заработной платы (или 0,2 от фонда оплаты труда). Демографическая ситуация в ближайшей перспективе не имеет никаких шансов к улучшению. Коэффициент kNбудет только падать. Чтобы удержать ситуацию в рамках пенсионной системы распределительного типа потребовалось бы увеличивать тариф отчислений TZ до 36 %. Но уже сейчас он является неоправданно высоким (TZ = 28%). Данные приведены в таблице 1.
Пенсионная система распределительного типа – тупиковая, бесперспективная, обладает целым рядом жестких (если не сказать жестоких недос-татков). Пролонгация ее функционирования без реформирования — социально опасна.
Переход на накопительную систему безальтернативен. Другого пути нет.