Тема 14. Управленческое обследование предприятия

Управленческое обследование представляет собой оценку функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон.
В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять основных областей и направлений деятельности — маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культуру и образ организации.
Маркетинг. Необходимо выделить семь областей анализа:
1. Доля рынка и конкурентоспособность. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.
2. Разнообразие и качество номенклатуры товаров и услуг. Предприятия должны активно ее расширять. Номенклатура должна быть оптимальной по прибыльности. Весьма важное понятие оптимальности по прибыльности будет подробнее рассмотрено далее, его не следует смешивать с максимизацией прибыли. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.
3. Рыночная демографическая статистика. Необходимо оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и в интересах потребителей.
4. Исследования и разработки. Еще одной проблемой являются исследования и разработки» новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Одним из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве является функция обслуживания. Эффективное обслуживание помогает продать больше товаров, оно позволяет сформировать и сохранить лояльность клиентов. Многие предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию.
6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.
7. Прибыли. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.
Финансы и бухгалтерский учет. 
Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены, и руководители попросту не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений.
Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости внутри организации, а также положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.
Производство. 
Важным для развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
2. Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного числа поставщиков? Почему?
3. Являются ли оборудование и производственные мощности современными и хорошо ли они обслуживаются?
4. Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов? Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?
5. Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?
6. Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
7. Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регулирования и контроля качества?
Человеческие ресурсы.
Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:
1. Характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
2. Компетентность и подготовка высшего руководства?
3. Имеется эффективная система вознаграждения?
4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
5. Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
6. Имелись ли потери среди ведущих специалистов? Если так, то почему это произошло?
7. Когда проводился последний анализ системы оценки деятельности персонала?
8. Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
9. Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
10. Насколько эффективно организован труд?
Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае вероятность успеха мала. Вначале следует изменить кадровую политику.
Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Атмосфера, или климат, в организации называется культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует эту культуру для привлечения определенных типов работников и для стимулирования определенных типов поведения.
Имидж, образ предприятия, как внутри, так и вне его, относится к тому впечатлению, которое создается им с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. Необходимо установить следующее:
1. степень соответствия репутации предприятия целям предприятия;
2. насколько предприятие последовательно в своей деятельности;
3. соотношение культуры и образа предприятия с культурой и образом других предприятий отрасли;
4. степень привлекательности предприятия для хороших людей.