Объектом изучения в прикладном экономическом анализе являются хозяйствующие субъекты экономики. Изучению подвергается такое явление, как хозяйствующий субъект, его хозяйственная система. Такими субъектами, системами могут быть предприятия и организации, фирмы, акционерные компании и общества, другие формы бизнеса и хозяйственной деятельности.
Анализу подвергаются процедуры, методы, результаты хозяйственной деятельность субъекта, в том числе во взаимосвязи со средой, в которой он функционирует. В большей степени это относится к внутренней среде организации и ее микросреде.
Напомним, что к внутренней среде организации относят ее цели, структуру, задачи, технологии, включая технику и работающих в организации людей, а к внешней среде – все внешние силы и субъекты, с которыми взаимодействует организация вне своей структуры.
Предмет прикладного экономического анализа. Объект экономического анализа разносторонен, включает разнообразные системы, подсистемы и связи. Поэтому в конкретных случаях анализа та сторона объекта, которая подвергается изучению – предмет анализа, — может быть различной. Предмет анализ определяется прежде всего его целями. Цели прикладного экономического анализа зависят от интересов тех, кто использует результаты анализа. Пользователей результатов анализа можно разделить на две группы. Это внешние и внутренние пользователи.
Цели внутренних пользователей – высших менеджеров и руководящих органов предприятия. Эти пользователи ставят перед экономическим анализом цели и задачи оценки состояния и перспектив результативной и эффективной деятельности предприятия. Прикладной экономический анализ для этой группы пользователей является инструментом обоснования принимаемых управленческих решений, важнейшим элементом системы экономического управления — контроллига и разделяется на следующие виды:
1) функциональный, связанный с анализом определенной функции в хозяйственной системе
2) организационный, при котором анализируют определенную подсистему или подразделение
3) специальный, который определяется конкретными потребностями администрации
Цели внешних пользователей.
Внешние пользователи подразделяются на две группы.
Первая группа – это те, кто прямо заинтересован в деятельности предприятия:
1) нынешние и потенциальные собственники, акционеры, которым нужна оценка состояния и перспектив результативности и эффективности предприятия;
2) нынешние и потенциальные кредиторы, которые ставят задачи определения условий кредитования и оценки доверия к предприятию и к клиенту;
3) поставщики и покупатели, которым нужно определить надежность деловых связей с данным клиентом;
4) налоговые органы, цель которых – проверить правильность составления отчетных документов и расчета налогов, определить налоговую политику;
5) персонал предприятия, заинтересованный в оценке возможного уровня их заработной платы, других доходов, перспеутив карьеры.
Вторая группа – это те, кому результаты анализ нужны для зашиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:
1) аудиторские службы, которым необходимо проверить достоверность отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, использующие анализ для рекомендаций клиентам относительно помещения их капиталов в то или иное предприятие;
3) юристы, оценивающие возможности выполнения условий контрактов, соблюдения норм распределения прибыли, условий пенсионного обеспечения;
4) пресса и информационные агенства, заинтересованные в оценке тенденций развития и анализе деятельности отдельных предприятий и отраслей;
5) торговые и производственные ассоциации, использующие сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне;
6) профсоюзы, которым анализ необходим для определения требований по условиям трудовых соглашений, для оценки тенденций развития отрасли;
7) государственные органы, принимающие решения о лицензировании, сертификации, оценивающие состояние процессов и систем на предприятии.
Разнообразие целей, задач и предмета прикладного экономического анализа влечет за собой необходимость применения в его составе разнообразных методов научного познания, включая методы анализа и методы синтеза, а зачастую и необходимость выявления проблем, определяющих задачи анализа.