Тема 15. Модели пенсионных систем

1. История возникновения первых пенсионных систем.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие «трудовая пенсия» — это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».
Предтечей появления первых пенсионных систем стало введение в ряде стран привилегий на пожизненное содержание для отдельных категорий граждан, как правило, военнослужащих. Однако полномасштабное пенсионное обеспечение возникло значительно позднее. Принято считать, что первые пенсионные системы появились на стыке 18 и 19 вв, когда происходит переход граждан от социального обеспечения некоторых граждан ко всеобщему.
Пионером в области создания первой полноценной пенсионной системы стала Германия в 1889 году. И уже позднее свои пенсионные системы стали вводить другие передовые страны Европы: Дания (1891), Великобритания (1908), Франция (1910), Швеция (1913 г.), Италия (1919), Нидерланды (1919). В Латинской Америке примечателен опыт Чили, которая первая в западном полушарии создала общенациональную распределительную систему (1924 г.) и первая от нее отказалась (1980 г.). В Китае до сих пор не создана полноценная система пенсионного обеспечения. Сегодня пенсии в Китае получают лишь некоторые категории городских граждан, как правило, это чиновники, что составляет незначительную долю населения. В Северной Америке системы пенсионного обеспечения возникли с заметным запозданием, так в Канаде в 1927 году (система не являлась страховой, а в ее основе лежали критерии нуждаемости). А в США федеральная система пенсионного страхования была введена в 1935 году, хотя пенсии для государственных служащих выплачивались с 1915 года, а первые зачатки негосударственного пенсионирования появились еще раньше: кредитная компания «Американ Экспресс» начала выплачивать пенсии для своих сотрудников еще в 1875 году.
Просуществовав несколько десятилетий, пенсионные системы большин-ства из вышеназванных стран стали проявлять свою макроэкономическую неспособность в решении ряда вопросов и неадекватность существующим реалиям. В связи с этим, вторая половина двадцатого века характеризуется новым витком в развитии пенсионных систем наиболее развитых стран мира. Существует более десятка разнообразных факторов, воздействующих на эволюцию национальных пенсионных систем. Это и социально- психологические (исторические особенности развития, национальный или этнический менталитет, традиции и обычаи и так далее), и социально-экономические (социальная структура общества, экономическое благосостояние граждан, экономическая политика государства и другое) и, конечно, социально-политические аспекты (роль государства в экономике, политический лоббизм и иное).

2. Основные понятия системы пенсионного обеспечения РФ

Что касается эволюции российской пенсионной системы, то ее становле-ние традиционно связывают с петровской эпохой. Пенсионное обеспечение 18-19 веков, как правило, распространялось на государственных чиновников и военнослужащих и осуществлялось за счет казны, на основании специального законодательства: табеля о рангах, устава о пенсиях и единовременных пособиях (1827). А с начала 20 века начинает развиваться пенсионное обеспечение для рабочих. И только в послевоенный период пенсионная система приобрела общенациональный характер. В 1956 году был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Просуществовав почти полвека, советская пенсионная система , зиждущаяся исключительно на распределительных основах, стала проявлять неспособность в эффективном решении пенсионных вопросов. Изменение политической и экономической ситуации в стране в конце 20 века требовало реформирования всей системы социального обеспечения, в том числе и пен-сионирования. С принятием в начале 2000-х гг. основных законов, регулирующих пенсионные правоотношения, начинается новый этап в развитии российской пенсионной системы. Вследствие этого распределительный механизм был дополнен накопительным компонентом, а тотальная государственная система была разбавлена частной составляющей.
Сегодня российская пенсионная модель представляет собой взаимосвя-занное единство государственных и частных структур, реализующих пенсионные права граждан посредством распределительно-накопительного подхода к формированию пенсий. Таким образом, новейшая история развития российского пенсионного обеспечения характеризует его дальнейшее преобразование и приспособление к новым политическим и со-циально-экономическим условиям, действующим, как в самой стране, так и, в целом, в мировом пространстве.
1. Трудовые пенсии с 1 января 2002 года устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
2. Право на трудовую пенсию по старости имеют:
мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет;
женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет.
3. Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Пенсионный фонд Российской Федерации — один из важнейших социальных институтов страны.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Сегодня Пенсионный фонд — это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян.
В структуре Пенсионного фонда — 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
• учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
• назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старо-сти, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по госу-дарственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
• назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной трав-мы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
• персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
• взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенси-онных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
• выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
• управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной ча-стью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
• реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на февраль 2009 года в Программу вступили свыше 1 100 000 россиян.

Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, согласно которым страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая — за счет федерального бюджета;
«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.
Суть ныне действующей пенсионной системы Российской Федерации — в ко-ренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости за 2008 год увеличился на 953 рубля и на конец 2008 года составил 4902 рубля.
В 2009 году базовая часть трудовой пенсии будет увеличена дважды — 1 марта и 1 декабря — в общей сложности на 37,1%. Страховая часть пенсии будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6%. В результате, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

3. Модели пенсионных систем.

Перечисленные в первой главе факторы, воздействующие на эволюцию национальных пенсионных систем, можно использовать как критерии для си-стематизации национальных пенсионных систем. Так, например, в зависимости от роли государства в экономике и соотношении государственного и частного компонентов пенсионной системы. А. Новиков называет следующую систематизацию (Новиков А. Особенности эволюции зарубежных пенсионных систем // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 5, С. 67). Это, во-первых, полностью (или практически полностью) государственные пенсионные системы. Наиболее ярким примером данного типа является пенсионные системы СССР и других социалистических стран Восточной Европы. Кроме того, подобные системы действуют в Италии и Сингапуре. Во-вторых, государственные системы, дополненные частным пенсионным обеспечением (США, Канада, Австралия, Германия). В-третьих, частное пенсионное обеспечение, дополненное государственным (Великобритания, Япония). И, в-четвертых, частные системы, полностью заменяющие государственные (Чили).
Как известно, в зависимости от методов финансирования, существует 2 вида пенсионных систем: распределительного и накопительного типа.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика накопительной и распределительной пенсионных систем.

Пенсионные системы распределительного типа (ПСР).
Исторически первой появилась распределительная система. Ее классическим примером является германская (конец 19 века).
Суть распределительной системы в том, что покрытие текущих расходов на выплату пенсий происходит из текущих поступлений. За рубежом ее именуют «pay-as-you-go», что дословно означает «плати, пока ходишь». Иногда ее называют солидарной, поскольку основным принципом ее функционирования является принцип солидарности поколений, согласно которому бремя пенсионного обеспечения старшего населения несет на себе экономически активное население страны.

Расчеты показывают, что выплаты в пенсионный фонд составляют примерно 26,4%.
В условиях распределительной пенсионной системы существует 3 основных недостатка:
1) Влияние демографических показателей
2) Зависимость пенсии от размера средней заработной платы
3) Коэффициент собираемости
Начиная с 80-х годов двадцатого столетия распределительные пенсионные системы развитых стран столкнулись с острыми проблемами, вызванными, прежде всего, глубоким демографическим кризисом, проявлявшимся прогрессирующим старением населения на фоне снижения рождаемости и роста продолжительности жизни. Демографические прогнозы показывают, что в период до 2030 года пенсионная нагрузка на работающее население в развитых странах примерно удвоится.
Кроме этого, прослеживается повышение доли государственных расходов на пенсионное обеспечение в ВВП.
В некоторых странах увеличение пенсионной нагрузки на работающее население вызвало даже дефицит пенсионных систем, так как размер текущих пенсионных взносов не обеспечивал выплату текущих пенсий.
Есть и психологические факторы, проявляющиеся в усилении индивидуалистических тенденций в обществе, которые стали препятствовать дальнейшему эффективному существованию распределительных пенсионных систем. Население с высокими доходами, начиная с конца 20 века, все больше и больше стало проявлять свое недовольство относительно уравнительных принципов в пенсионном обеспечении и требовать персонифицированного подхода к каждому. Безусловно, все вышеперечисленное требовало проведения кардинальных преобразований в системах пенсионного обеспечения.

Модель пенсионной системы накопительного типа (ПСНТ).
На авансцену выходит вторая модель – накопительная, ориентированная на создание специального резерва, обеспечивающего все пенсионные выплаты в текущем и будущем периодах. Пенсионное обеспечение по старости в данном варианте представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования.
Коэффициент демографической нагрузки (отношение общего числа иждивенцев, измеряемого количеством населения в нетрудоспособном возрасте к населению трудоспособного возраста) никак не влияет на размер индивидуальной пенсии при данной системе.

Математическая модель ПСНТ изложена ЗДЕСЬ.

В соответствии с Законом о бюджете Пенсионного фонда на 2009-2011 гг., суммарные доходы ПФР в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются в суммах: на 2009 г. — 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. возрастут до 4,3 трлн. рублей.

Список литературы:
1. Ерошенков С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем // Общество и экономика. – 2001.
2. www.pfrf.ru — официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации.
3. Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства.
4. Колмаков И.Б. Лекции по дисциплине «Аналитические методы исследования экономических систем» 2011.